Гришина Татьяна Владимировна
Воспитатель БОУ ОО "Созвездие Орла"
Работа с одарёнными детьми
+7 (953)6286141
Орловская область, Орловский район пгт.Знаменка

Работа с одарёнными детьми

 

Материал для выступления на конференции «Эффективные практики сопровождения интеллектуально одаренных детей»  на тему:

«Интернет-сервисы для создания игровых упражнений применяемые в воспитательной работе с одарёнными детьми»

Автор материала: Гришина Татьяна Владимировна

Воспитатель БОУ ОО «Созвездие Орла» Орловского района пгт.Знаменка

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Татьяна Владимировна Гришина, я воспитатель Регионального центра «Созвездие Орла».

Сегодня мы с вами не зря разговариваем о детской одаренности, о методах ее поддержки и развития, о формах работы с одарёнными обучающимися, ведь вопрос детской одаренности в последнее время как никогда актуален. Его изучают педагоги, психологи, генетики и даже политики. Именно в развитии детской одаренности и видится великое будущее общества и страны в целом. Уже дано множество определений, классификаций одарённости, разработаны принципы и методы по ее выявлению. Но несмотря на увеличение количества трудов и практик специалистов в области выявления одаренности, вопросов и горячих дискуссий по данному вопросу становится все больше и больше.

Самые большие споры возникают вокруг понятия «одаренность», и о том, откуда она берется. Ведь кто-то считает, что наличие одаренности, обусловлена генетикой, а есть и те, кто считает, что одаренность развивается благодаря приложенным усилиям и усердному изучению выбранного направления деятельности.

Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности», то есть  одаренность это результат сложного взаимодействия природных задатков, которые заложены в ребенка той самой генетикой, а так же благодаря приложенным усилиям для изучения вида деятельности, не только самим ребенком, но и его окружением: учителями, родителями, обществом в целом.

Перед образовательной организацией стоит цель создать условия для проявления у обучающихся творческих способностей и интересов, обеспечения возможности творческой самореализации личности. Для достижения поставленной цели перед педагогами стоят задачи: воспитание инициативного, думающего человека, успешного,  способного на творческий подход к любому делу, способного творчески мыслить, самосовершенствоваться; развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий.

Важно, чтобы ученик во время образовательного процесса, хорошо себя чувствовал, был уверен в своих возможностях, не испытывал дискомфорт. От этого зависит объем усилий, которые он прилагает к процессу обучения. Поэтому важно, чтобы обучение вызывало у обучающегося интенсивное душевное побуждение к получению знаний, к напряженному умственному труду.

Обучение станет для воспитанников радостным и привлекательным, когда у них будет выбор, чувство надежности и защищенности, когда перед молодым поколением будет настоящий образец для подражания, педагог, использующий в своей деятельности современные, креативные формы работы.

Подбирая средства и методы для выполнения поставленной цели, воспитатели регионального центра «Созвездие Орла» должное внимание уделяют  игровым технологиям. В игре дети быстрее воспринимают сложный материал, и запоминают его не просто как существующую теорию, а отрабатывают навыки по применению этой информации. Игровые технологии способствую воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся. Использовать игровые  технологии можно на любой стадии обучения. В игровой деятельности обучающиеся учатся находить и принимать решения, развивают новые для себя способности, учатся сознательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в имеющихся условиях

Одной из форм работы игровых технологий, часто применяемых в работе с одаренными обучающимися, в региональном центре «Созвездие Орла», являются интерактивные упражнения, это задания, которые можно выполнять непосредственно в сети Интернет в режиме онлайн.

Не мало важно, что в помощь педагогу приходят разнообразные интернет ресурсы, которые позволяют создавать интерактивные упражнения, тесты, кроссворды, викторины и многое другое. Причем создать их очень просто, достаточно подставить необходимые данные, вопросы, ответы, а ресурс сам вставит ваши данные в выбранный шаблон. Вам останется только скопировать ссылку, или сохранить готовый продукт для использования в своих уроках, мероприятиях.

Рассмотрим несколько ресурсов, которые с легкостью освоит любой педагог, а при необходимости и обучающийся.

Один из самых простых ресурсов, который поможет создать простые, но интересные игровые упражнения, это сайт etreniki.ru. Здесь после не сложной регистрации вам будут доступны простые шаблоны, которым легко найти применение в любой образовательной сфере. Поделиться с обучающимися, вашим игровым упражнением очень просто, нужно скопировать ссылку, и отправить абоненту любым доступным способом.

Нельзя не отметить сайт learningapps.org, на котором можно сделать очень интересные упражнения на соответствия, классификацию, последовательность, тесты, кроссворды  и другие. Упражнения, сделанные на данном ресурсе можно сохранить на компьютере или вставить на другие сайты, порталы.

Еще один ресурс, который воспитатели регионального центра «Созвездие Орла» используют в своей практике это Wordwall. Данный сервис позволяет создавать интерактивные упражнения и мини-игры. В нем есть 33 интерактивных шаблона и 21 шаблон для печати, но часть из них- платная. Бесплатный пакет дает возможность создать 5 активностей в месяц, и так же как и на learningapps.org, можно пользоваться готовыми заданиями. 

Мы рассмотрели малую часть возможностей интернет сервисов, которые могут значительно облегчить и разнообразить работу педагога. Применение одного такого ресурса может значительно разнообразить процесс работы с воспитанниками, а систематическое использование таких упражнений поможет сделать процесс обучения более интересным и привлекательным.

Используя данные сервисы, любой педагог с легкостью сможет создать игровое упражнение для своего занятия, тем самым разнообразит методы своей работы, глубже и интересней выстроит содержание работы с детьми, повысит уровень усвоения программы обучающимися.

Как показала практика, применения игровых упражнений в работе с обучающимися регионального центра «Созвездие Орла», использование  игровых технологий оказывает положительное влияние на развитие личности обучающихся. Способствует формированию целостности, гармоничности, индивидуальности и разносторонности человека. От этих качеств личности зависит его дальнейшая социальная активность. Они же определяют его образ жизнедеятельности в будущем.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Доровский А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям / А.И. Доровский. – М.: Рос. пед. агентство, 1997. – 309 с.
  2. Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка / Э. Ландау. – М.: Академия, 2002. – 143 с.
  3. Одаренные дети / под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 381 с

https://wordwall.net/ru

https://etreniki.ru/

https://learningapps.org/

 

 

Основные педагогические идеи, которые я использую в своей работе и жизни.

- Ученика надо, в первую очередь, уважать как Человека.

 (Антон Семенович Макаренко.)

- В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка.

(Василий Александрович Сухомлинский.)

Золотое правило нравственности –

Относись к людям так, как хочешь, чтоб они к тебе относились.

 

Воспитание детей — процесс серьёзный и ответственный, от которого зависит будущее ребёнка, семьи, нового поколения, страны и мира в целом. Именно от воспитателя зависит, каким вырастет ребенок, какими качествами он будет обладать, что будет ценить и во что верить. И только правильный подход к воспитанию поможет вырастить сильную и самостоятельную личность, в то же время добрую, чувственную, способную на поступок, решение, которое сможет сделать лучше чью-то жизнь, решить чью-то проблему, возможно, забыв о своей.

Воспитывая и прививая молодому поколению нормы и правила поведения, те качества и черты, которые мы хотели бы видеть в будущем в политическом деятеле, ученом, враче, а может и воспитателе, важно самим быть примером и образцом для подражания.

И самое важное, уважать обучающегося как Человека, Личность, учитывать его интересы и потребности, относится к нему как к равному себе, ведь только уважая человека, мы сможем заложить в подрастающее поколение, взаимное чувство уважения, к старшему поколению. И ни в коем случае не показывать воспитаннику, своего превосходства перед ним. Он такой же человек, как и мы, со своими желаниями, страхами, сложившимися привычками. В идеале, если вы сможете, стать другом для своих воспитанников, и сможете завоевать их доверие, сможете показать обучающемуся, что вы такой же, как он, что вы тоже что-то не умеете, не знаете, а что-то вовсе делать не хотите.  Что бы ваш воспитанник понял вас, поймите его, отнеситесь к нему так, как хотите, чтобы он относился к вам.

Только воспитатель, истинный воспитатель может понять все вышесказанное, ведь, профессия воспитателя, это призвание. Только истинный воспитатель готов подарить себя воспитанникам, отдаться своей работе полностью, забыв о своих проблемах и заботах. Готов вспомнить себя, в том возрасте, и готов понять такого же, как он, воспитанника. А главное, что воспитатель найдет нужное слово, фразу, и уже завтра этот шутник и озорник станет ответственным и взрослым Гражданином, Личностью, Деятелем. Который никогда не забудет ваши добрые глаза, вашу ласковую улыбку, теплые руки и ту фразу, которая перевернула его жизнь.

И каждый из нас сейчас, представил своего воспитателя, с теми добрыми глазами, и с той же доброй улыбкой. И невозможно представить его по-другому, ведь он навсегда останется для нас воспитателем, учителем, наставником…добрым, заботливым, понимающим, оставшимся где-то далеко, в детстве, юношестве.

Что можем мы, чтобы и наши воспитанники помнили о нас, в далеком будущем – мы можем дать им любовь, доброту, понимание. Мы можем научить их заботиться о близких, делиться с нуждающимися, относиться бережно к тому, что у них есть, быть добрыми, терпимыми, понимающими.

Отдавая частичку себя каждому своему воспитаннику, мы можем быть уверенны, что все это не зря, что когда-нибудь и о наших добрых глазах, заботливых руках и ласковой улыбке, вспомнят. Вспомнят и улыбнуться! И захотят быть похожими на нас!

И только так роль настоящего педагога будет передаваться, из поколения в поколение. Через теплые руки, заботящиеся о воспитанниках, добрые глаза, следящие за порядком вокруг, нежную улыбку, отвечающую на шалости.

Через любовь, подаренную подрастающему поколению, зажигающую искорку внутри каждого ребенка, преображающую все вокруг себя в светлое будущее.

Конечно роль современного педагога намного шире, и задач перед ним больше, чем просто забота о воспитанниках, поэтому мной на ближайшее время составлен план работы по саморазвитию, самообразованию и передаче набранного опыта коллегам:

- продолжить изучение литературы и трудов, связанных с игровой деятельностью, воспитательной деятельностью, развитию одаренности у детей и молодежи;

- применять интернет ресурсы для разработок игровых упражнений, кроссвордов, тестов и многого другого, и применять их в воспитательной деятельности в работе с одаренными детьми;

- проанализировать динамику влияния игровых технологий по воспитательным направлениям: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, экологическое и трудовое, интеллектуальное, здоровьесберегающее, культурологическое и эстетическое воспитание, правовое воспитание и формирование культуры безопасности;

- принимать участие в региональных и всероссийских конкурсах;

- планирую публиковать методический материал в сборниках методических разработок;

- участвовать в семинарах, конференциях;

- проводить мастер классы для коллег;

- участвовать в педагогических чтениях и открытых мероприятиях.

 

 

 

 

В 2019г. в Орловской области был создан Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской области «Созвездие Орла». По распоряжению президента РФ на территории Российской Федерации открыто уже 53 подобных центров, еще 10 готовятся к открытию, а в перспективе двух лет свой центр по модели «Сириуса» появятся в каждом регионе. Основной целью образовательного учреждения является ведение образовательной деятельности, разработка и реализация образовательных программ для детей и молодежи.

Центр осуществляет:

  • Выявление одаренных детей, проживающих в Орловской области, их сопровождение и мониторинг дальнейшего развития, в том числе формирование электронной базы данных одаренных детей в области науки, искусства и спорта;
  • Взаимодействие с образовательными организациям и, в которых обучаются одаренные дети, а также организаторами мероприятий, способствующих их выявлению;
  • Разработку образовательных программ для одаренных детей, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий с целью их дальнейшего сопровождения, с учетом федерального и регионального кадрового запроса;
  • Формирование банка информационно-методических материалов по работе с одаренными детьми и молодежью по направлениям образовательной деятельности Центра (образовательные программы, лучшие педагогические практики и т.д.)
  • Проведение мониторинговых исследований, способствующих формированию образовательной политики региона в соответствии с научно-технологическими вызовами и запросами ведущих предприятий.

Работа с одаренными детьми важна как для общества, так и для государства, и поэтому главная задача педагога заключается в поддержке, развитии, воспитании одаренных детей. Работа с одаренными детьми требует от педагогов особого подхода, использования нестандартных методов и приемов.

Для развития творческого потенциала одаренных обучающихся, мной разработана и реализуется современная образовательная  программа «Гармоничное воспитание одаренного ребенка», воспитательный план и учебные материалы: интеллектуальная игра «Затейники», игра «Книжная палата», игровое упражнение «Цветная символика», панорама «Нам не забыть ваш ратный подвиг», флэшмоб «Заведем мы хоровод, соберем честной народ», квест «Помоги Висилисе Микулишне освободить Ставра Годиновича из плена князя Владимира», интеллектуально-развлекательная, патриотическая «Моя Россия», игровой марафон «Что в имени тебе моём» игровое упражнение «Говори на Русском языке», которые способствуют обучению одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации одаренной  личности.

Огромную роль в жизни человека занимает не только общение, но и интернет, социальные сети, мобильные приложения. В связи с этим, мной активно предлагается информация для заполнения сайта и официальных страниц в социальных сетях Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской области «Созвездие Орла».

Большую роль я уделяю разработке сценариев и составлению игровых упражнений с использованием интернет технологий, таких как etreniki.ru, и learningapps.org,  wordwal.ru.

В своей работе я руководствуюсь нормативно правовой базой и основными педагогическими идеями действую строго в интересах обучающихся.

В ходе реализации образовательных программ Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской области «Созвездие Орла» за 2021-2022 учебный год мной проводились воспитательные мероприятия по семи основным воспитательным направлениям: эстетическому и духовно-нравственному, интеллектуальному, патриотическому, культурологическому, экологическому и трудовому.